|
|
|
Анатолий Власов о первом в России философском кафе
Так сложились обстоятельства, что в год 300-летия Петербурга я стал основателем
и модератором первого российского философского кафе, которое в наше спутанное
время и могло открыться, по-видимому, только в Петербурге. Этому предшествовала
история, связанная с моим прежним пребыванием во Франции в период 1992-1998 гг.
Начиная с 1993 года я стал посещать кафе с названием "Кафе маяков",
расположенное в Париже на площади Бастилии. Это кафе известно как первое
французское философское кафе или сокращенно по-французски "кафе-фило". В
кафе-фило проводятся регулярные обсуждения, обычно раз в неделю, на любую тему,
предложенную участниками, среди которых есть и завсегдатаи, так и просто
случайные посетители. При этом обязательным условием является проведение
обсуждения в форме философского дискурса, что, в определенной мере,
обеспечивается модератором обсуждения, который, впрочем, не обязательно является
профессиональным философом.
Для меня кафе-фило стало открытием жизненной важности, так как после моего
прибытия во Францию в 1992 году я безуспешно искал в Париже интеллектуальную
среду, где я мог бы получить доступ к источнику так называемого картезианского
духа. Несколько случайных посещений семинаров на философском факультете Сорбонны
не представили для меня особенного интереса. В Сорбонне, впрочем, как и в других
академических заведениях, университетская философия занималась своими
"профессиональными" проблемами, погружаясь в детали, обыгрывая нюансы и нюансы
нюансов. Причем, у меня сложилось впечатление, может быть поверхностное, что
картезианство, как определенный стиль рассуждений, уделяет слишком большое
внимание самой форме рассуждений. Для картезианца "как" имеет такую же важность,
а может быть и большую, чем "что". Поэтому содержание картезианского дискурса
помещается в такую рафинированную и вычурную оболочку, что иногда, начиная с
какого-то момента, точно уже не знаешь, о чем, собственно, сам дискурс. Впрочем,
потом возникает ощущение, что знать это и необязательно. Ценится игра слов самих
по себе, и французский язык, очень богатый и нюансированный язык, участвует в
этой игре в полной мере. Виктор Гюго был, наверное, прав, говоря: "Форма это
содержание, которое поднимается на поверхность".
В "Кафе маяков" я нашел то, что я искал - место встречи с симпатичными людьми,
использующими форму самоорганизации, чтобы противостоять конформистскому
мышлению и обыденному сознанию. Они задавались вопросами, не предполагающими
ответов, и интересовались проблемами, заведомо непрактическими. Люди, которые
приходили в кафе-фило, представляли многоцветную палитру: они принадлежали
различным поколениям, социальным слоям, нациям и культурам. Их статус, образ
жизни, жизненный опыт были различны. То, что объединяло этих людей, это страсть
философствовать. Философия для них являлась средством, дающим возможность
содержательно размышлять над своими личными экзистенциальными проблемами и
актуальными проблемами социума. Как сказал один из посетителей кафе-фило: "Наша
цель перейти в наших обсуждениях от рефлексов к рефлексии, от мнений к идее."
Состав посетителей кафе менялся, но были и постоянные участники. Мне запомнилось
несколько наиболее характерных персонажей.
Седые волосы, величественный вид, он относился, по всей видимости, к
представителям либеральной профессии. Страстный любитель немецкой классической
философии и русской литературы, предельно логичный, сохраняющий всегда
хладнокровие, выступая в качестве арбитра в споре между не в меру разгоряченными
оппонентами.
Настоящая француженка, элегантная, хрупкая воительница, всегда готовая принять
вызов от общества, где доминируют мужчины, расположенная больше слушать других,
чем говорить, взволнованная и напряженная во время своих редких выступлений, о
чем можно было судить, наблюдая за нервными движениями ее рук.
Внешность Че Гевары и бунтарский дух 60-х годов, страстный борец против
социальной несправедливости, технофоб, отрицающий рационализм в своих
выступлениях, всегда очень эмоциональных, но выстроенных, впрочем, весьма
рациональным образом. Всегда в поисках чего-то "запредельного", забытых древних
традиций, которые, по его глубокому убеждению, должны возродиться, чтобы спасти
падший мир.
Мужчина с округлым брюшком, кого французы обычно зовут "bon vivant", то-есть
любитель хорошо пожить, для которого удовольствия, особенно связанные с
телесными отправлениями, составляют неотъемлемую часть французского искусства
жить, большой любитель хорошего вина, изысканной еды и раблезианского сарказма.
Открыто и шумно выражает свое критическое отношение к слишком сложным
рассуждениям по поводу достаточно простых, по его мнению, вещей.
Поэт, одинокая душа, неловок, застенчив, пребывающий больше в мире воображаемом,
чем реальном. В своих выступлениях, страстных и сумбурных, неожиданно вставляет
критические замечания в адрес современных нравов, состояния умов и засилья
мирового капитализма. Его поэзия медитативна, возвышенна, в поисках вечного и
неуловимого.
Иногда он цитирует поэтические отрывки и других авторов, например, Артюра Рембо:
"Она обретена.
Кто? - Вечность.
Это море, слитое
С солнцем."
И много других людей наблюдал я тогда в кафе... Они приходили, спорили, шутили,
хохотали, громко возмущались и уходили до следующего раза.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В наше время человеческое общество становится все более сложно-организованным и
дифференцированным. Трудности, связанные с его пониманием и интерпретацией,
рождают в нас ощущение невозможности привнести смысл в этот Левиафан - общество,
создателями которого мы все являемся, также как, в равной мере, являемся и его
слугами и жертвами.
Человеческое общество, как любая сложная система, обладает двумя диалектическими
аспектами: универсальным и сингулярным. Универсальный аспект системы несет в
себе консервативную тенденцию, функция которой состоит в обеспечении
стабильности, преемственности, временной продолженности, в пределе, вечности
системы. Сингулярный аспект системы связан с ее развитием, эволюцией, функция
которой заключается в производстве из хаоса новой информации, новых вариантов и
моделей, которые система или принимает, как образец для последующей мутации, или
отвергает. В процессе конфронтации универсального и сингулярного общество, как
система, сохраняется и развивается, стабилизируется и эволюционирует.
[............................]
Проблема легитимности социального консенсуса в этом случае весьма близка к
проблеме истинности в науке. С одной только разницей, что истина ищется в мире
вещей, а легитимность принадлежит исключительно миру людей. В каком-то смысле,
можно рассматривать легитимность социального консенсуса как "социальную истину".
В мире вещей истина помещается или вовне этого мира, как, например, идеальные
формы, "эйдосы" у Платона в античности, или внутри его, согласно процедурам
верификации повторных экспериментов в позитивной науке наших дней. По аналогии,
в человеческом мире социальный консенсус, "социальная истина" детерминируется
или извне, как имманентная характеристика идеальной организации общества, как
например, Республика у Аристотеля, или изнутри, через определенные установленные
процедуры, например, демократические выборы в современном либеральном обществе.
В любом случае, "социальная истина" не существует априори, а постоянно
конституируются в общественной сфере через дискурсы граждан в ходе обсуждения.
Таким образом "социальная истина" появляется во время и после дискурса, но не
ранее. Это значит, что легитимность социального консенсуса возникает не в
процессе движения к абсолютной "социальной истине", но зависит исключительно от
эффективности организации самого дискурса, с точки зрения репрезентативности в
нем волеизъявлений всех, то-есть определяется уровнем демократичности самого
дискурса.
Иными словами, социальный консенсус становится легитимным не в силу того, что он
адекватно выражает предустановленное кем-то или чем-то общее волеизъявление, а
потому что этот консенсус возникает через демократический дискурс, где
представлены волеизъявления всех. Исходя из этого, обеспечение демократического
дискурса в общественной сфере имеет для общества принципиально важное значение.
В прошлом демократический дискурс проявлялся в различных формах: движение
ненасильственного сопротивления в Индии в эпоху колониализма; хиппи в
Соединенных Штатах в 60-ых годах, протестующие против войны во Вьетнаме; коммуны
"Нового Века", отвергающие современное общество потребления; организации
"Зеленый Мир" и "Международная Амнистия", выступающие против загрязнения
планеты, политической и социальной несправедливости.
В наше время к ним можно отнести движение антиглобалистов, основанные на
электронных средствах коммуникации акции флэшмоба и, как мне кажется, феномен
---------------
кафе-фило.
---------------
Кафе-фило являются манифестацией демократического дискурса. Они выражают
спонтанную реакцию людей, ищущих точки отсчета в условиях радикальных и
быстротекущих изменений экономических и социальных структур современного
общества.
Кафе-фило являются, в каком-то смысле, групповой "философотерапией", участники
которой, критически воспринимая современное общество, встречаются, чтобы
подвергнуть критическому осмыслению свою идентичность, ментальность, ценностные
ориентиры, используя при этом интеллектуальную синэнергию работы в группе. Новые
идеи и концепции, возникающие на уровне индивидуального сознания и генерируемые
самими индивидами, могут и должны повлиять на коллективное сознание и
способствовать появлению нового видения, новой этики и системы ценностей более
адекватных новым условиям человеческого существования.
Кафе-фило - это современная агора, общественное место, где индивиды собираются,
чтобы выработать новый социальный консенсус средствами демократического
дискурса.
Первое кафе-фило "Кафе маяков" появилось на площади Бастилии в Париже в 1992
году по инициативе французского философа Марка Соте (Marc Sautet), написавшего
впоследствие книгу "Кафе для Сократа".
В настоящее время можно найти на сайте французской Ассоциации кафе-фило
(www.philos.org) адреса около сотни кафе в Париже и его окрестностях и более
сотни кафе на остальной территории Франции. Около восьмидесяти кафе уже
функционируют вне Франции, в Западной Европе, США, Канаде, Австралии,
Центральной и Южной Америке, Японии и Китае.
В 2002 году я вернулся в Россию и обосновался в Санкт-Петербурге, где мне пришла
идея организовать кафе-фило, по сути дела, первое российское философское кафе.
Сам я москвич, и мои контакты с петербургской интеллектуальной средой были
ограничены. Однако, с помощью моих петербургских друзей мне удалось
заинтересовать идеей кафе-фило ряд молодых петербургских философов, которые
приняли активное участие в ее реализации.
Аспирант Миша, специализирующийся по философии Делеза, нашел площадку для
кафе-фило в помещении кафе Техно-Арт Центра на Пушкинской, 10 (www.tac.spb.ru).
Масс-медийный философ Алла согласилась выступать вместе со мной модератором
проведения обсуждений. Социальный философ Александр, хоть и редко появлялся в
самом кафе, но поддерживал идеологически и обещал бывать чаще. В конечном итоге,
обсуждения в кафе-фило стали проводиться регулярно каждую субботу, с 3 до 6.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Опыт проведения около десятка таких обсуждений оказался несколько неожиданным.
В зависимости от состава участников существенно менялся характер обсуждение,
балансируя между двумя крайностями. Иногда обсуждение носило узко
профессиональный, предназначенный только для философов, характер с
использованием жаргонного дискурса, исключающем для непрофессионалов возможность
участия в обсуждении. Философское кафе становилось, таким образом, кафе для
философов, местом закрытым и герметичным.
В других случаях обсуждение скатывалось к разговорам "за жизнь" на уровне
обыденного сознания, необоснованному критицизму "всех и вся", агрессивным
перепалкам между оппонентами и бесконечному выяснению того, что же, в конце
концов, обсуждается.
Весьма трудным оказалось удерживаться в пространстве философской рефлексии, где
философский инструментарий удавалось бы приложить к решению экзистенциальных
проблем участников обсуждений.
Неоднократно оспаривалась роль модератора, функция которого рассматривалась не в
качестве организующего начала, а скорее как репрессивная, а потому бесполезная и
даже вредная. Такую идиосинкразическую реакцию на любую форму организации можно
объяснить, по-видимому, тяжелым советским тоталитарным прошлым.
В ходе обсуждений, сомнения, лежащие в основе философских размышлений,
демонстрировались намного реже, чем категорические утверждения, которые могли
принимать, в пределе, форму пространных философских концепций и систем,
представлявших воззрения их авторов обо всем на свете.
Не обходилось от появления на обсуждениях фигур, претендующих на обладание
сакральным знанием, которое излагалось ими в форме, близкой к Нагорной
проповеди.
Иногда в кафе-фило забредали молодые люди из мест весьма отдаленных, в том числе
и из города Норильска, в поисках смысла жизни, похожие скорее на персонажей
чеховского рассказа "Скучная история", чем на битников из "Дорожной истории"
Джека Керуака.
В последнее время появились во множестве студенты философского факультета
Санкт-Петербургского Государственного университета, сильно помятые
постмодернистскими концепциями и взыскующие к возврату телесности и здравого
смысла.
Несколько раз в кафе был с визитом человек по прозвищу "Итальянец", в прошлом
известный петербургский диссидент, а ныне постоянно проживающий в Италии,
который высказал мнение, что, если кафе-фило и сможет прижиться в России, в чем
он сильно сомневается, то это произойдет только в Петербурге.
Я тоже так думаю. Сейчас петербургское кафе-фило находится в процессе
становления, поиска своего лица, содержания, аудитории. Этот западноевропейский
демократический институт проходит свое испытание приживлением на национальную
российскую почву. И потребуется время, чтобы стал виден конечный результат.
|