|
|
|
7 октября 2006 г.
«Философское кафе в Томске или есть ли жизнь на Марсе».
Аэлита. 14 часов
Получается из практики и тактики, что философское кафе это виртуальный орган - что-то вроде коллективного мозга. Как обычные кафе предлагают на пользование усовершенствованный и выверенный по опциям пищеварительный тракт так и на философских кафе зачастую предлагается игра по уже устоявшимся правилам. Идея философского кафе ведет нас далеко вспять истории и образует нечто типа традиции коллективного философствования начиная с античных симпосиев вплоть до пирушек в кафе поэтов в Париже 20-х годов. Вся эта традиция творческого времяпровождения сопряженная с мягким интерьером кухни, уводящая от быта строгих университетских аудиторий так сказать "к самой жизни".
В новейшей традиции cafe-filo которую современные исследователи начинают с Марка Соте и с его «Кафе маяков» на площади Бастилии в Париже, включает последовательность шагов:
1. выступление модератора в котором он представляет всем участникам тему и докладчика.
2. установочное сообщение около (15-20 минут) - речь автора, предлагающего на суд публики ряд тезисов, желательно связанных между собой.
3. возможность по ходу изложения задавать вопросы докладчику приветствуется, но не до излишней назойливости. Корректно и кратко. В идеале – это вопросы уточняющего характера, не содержащие скрытых утверждений, полемики или угроз авторской концепции..
4. коллективное обсуждение представленных положений, то и дело направляемое модератором по качеству и количеству.
5. резюме сказанному, данное модератором или кем-то из участников.
Как мы можем увидеть из этого обзора – правил не так много и они не так уж строги. Скорее они даже напротив постоянно квалифицируются по месту и манере применения. Все эти регулятивы сходно как и основные установления демократии выработаны в процессе работы и исходят из традиции конкретных проблем, возникающих обычно в ходе подобных обсуждений. Основную группу проблем можно свести к выработке труда высказываясь свободно и кратко, высказываться корректно и последовательно. Исходя из задачи всячески избегать подобных затруднений, конкретная практика ведения обсуждений постепенно обрастает рядом негласных или полулегальных правил, скорее я бы даже назвал их трапами – путями достижения гармоничного и продуктивного обсуждения. На сей случай не существует конкретных инструкций это скорее зависит от индивидуальных умений участников обсуждений, более или менее стабильно их посещающих. Так что здесь поровну сосуществуют люди и правила.
Далее. Один из основателей первого философского кафе в России – Анатолий Власов – так определяет его задачи (повинуясь духу парижских философских кафе) – «Прийти от рефлексов к рефлексии, от мнений – к идее». Я бы еще хотел вспомнить Спинозу, который так определял задачу философии: «не плакать не смеяться, но понимать». То есть в процессе обсуждений мы оттачиваем как свои индивидуальные навыки самопрезентации так и развиваем, культивируем и углубляем свои идеи, добиваясь их последовательности, обоснованности и понятности. Здесь очень важно сформировать правильную дистанцию с другими и со своими мыслями. Следить и внимать их поведению как бы со стороны, а это уже очень важный философский навык созерцания.
Еще одно важное добавление. Часто или почти всегда философское поле воспринимается не как то, что имеет отношение к каждому и затрагивает саму сердцевину нашей жизни, а напротив воспринимается как вотчина исключительно для профессиональных философов и как пространство трудно произносимых и еще труднее понимаемых слов. В этом аспекте у философского кафе есть одно неоспоримое преимущество – это возможность разгерметизации этого замкнутого резервуара и возможность действовать как бы на открытой площадке. Тем более что пространная традиция мысли убеждает нас в том, что философия, если привести здесь современное выражение - это программа с открытым кодом и не нуждается для своего существования в блюстителях чистоты.
С другой стороны сам статус профессионализма и профессионала в философии – отдельная многомерная и достаточно сложная тема. Можно сделать ее предметом одного из заседаний (с приглашением в качестве докладчика кого-нибудь из университетских профессоров).
Что еще?
В некотором вполне впрочем отчетливом смысле – жанр коллективного обсуждения это еще и соревнование, состязание – «агон» как любили говорить греки и об этом стоит сказать отдельно. Спор, полемика... На самом деле на сей счет есть два противоположных мнения: одно гласит «в споре рождается истина»; другое говорит, что истина рождается только в индивидуальных поисках. Как не трудно заметить уже ближайше, эти мнения хотя и противоположны, но не совсем исключают друг друга. Безусловно, зарождение идеи (вещь тайная и не здесь подвергать ее разбору) немыслимо без индивидуального сосредоточения и персональной духовной работы, порой жестко исключающей общение с людьми (аскетический момент); однако именно в споре и дискуссии идея проверяется на жизнеспособность и обогащается материалом. Без вынесения на свет публичности (какой бы узкой она не была) истина гибнет взаперти индивидуального ума. Надо проветривать свои идеи. Стало быть постановим для нас очевидное - в спорах истина крепнет. Помимо этого само общение по поводу свежей идеи с интересными собеседниками есть одно из самых светлых впечатлений в нашей жизни и само по себе составляет огромное удовольствие – так зачем же лишать себя этого удовольствия?
Все эти размышления, при всей их простоте и понятности для каждого, крайне важны. Ибо они образуют своего рода идеологическое облако, овевающее практику философских кафе. Можно наверняка сказать, что у философских кафе и нет определенной идеологии, но есть ценностные предпочтения, которые, не смотря на свою гибкость и ненавязчивость, проверены временем и достаточно устойчивы.
И последнее. Не смотря на вышеописанную и уже закрепившуюся практику, вся жизнь этого жанра интеллектуального проведения исходит из присоединения к новым смыслам и к новым практикам. В этом ключе очень важно постепенное привлечение новых форм философского обсуждения в нашем кафе. (публичный диспут, интеллектуальный бойцовский клуб и прочее, но об этом уже в пути, по ходу дальнейшего).
Модератор философского кафе в Томске, МП.
|